Как связать магию и психологию?

Интересно
Чем отличается вера от суеверия? Наверное, одним из главных отличий будет то, что вера — логична, последовательна и основана на понимании причинно-следственных связей. С суевериями всё иначе. И тема эта очень обширная. Да, вера основывается на неких допущениях, основное из которых — существование Бога или богов. Так что религиозно грамотный человек способен внятно изложить, как и почему устроен тот или иной религиозный обряд. Это касается религиозной веры вообще — не важно, идет речь о любой из современных мировых религий или о языческих и магических верованиях. В суевериях смысл того или иного действия выхолащивается. Мы, вроде бы, понимаем, что и когда делать, но совершенно не представляем — почему и зачем мы это делаем. И давайте начнем с анекдота. Итак, муж спрашивает жену:— Дорогая, а зачем ты, когда варишь сосиски, режешь их пополам? — Не знаю, — отвечает супруга, — мама всегда так делала.Звонят маме:— Мама, почему ты всегда режешь сосиски перед варкой? — Я не знаю, — говорит та, — я у мамы научилась, она так всегда делает. Тут уже вопрос принципа, нужно выяснить! Жена звонит бабушке:— Скажи, зачем резать сосиски пополам, когда варишь? Прабабушка на секунду задумывается:— А вы что, до сих пор пользуетесь моей маленькой кастрюлькой? Смешно? Вообще-то, не очень, учитывая, что очень похожие вещи мы делаем ежедневно и на полном серьезе. Попробуем взглянуть, как появляются некоторые поверья с не вполне очевидным смыслом. Фото: по лицензии PxHere Возьмем популярнейшее поверье: если, выйдя из дома, вернуться за чем-то забытым — «дороги не будет». Как ни странно, это поверье можно рассматривать не как суеверие, а как… примету. Которая указывает на нашу рассеянность, несобранность. А из-за рассеянности и в дороге может случиться что-то нежелательное. Если рассматривать это поверье таким образом, то и «контрмера» — посмотреться в зеркало, поправить прическу — не кажется такой уж нелепой. Это психологический «якорь», сигнал к тому, что нужно собраться. И целенаправленное действие, способствующее быстрой концентрации внимания. Но только в случае, если мы это осознаем. Увы, в качестве поверья это так не работает! А иначе — работает: что раз мы вернулись — значит, случится что-то плохое. При таком настрое вы станете ждать нехорошего события. И хорошо, если «увидите» его в чем-то вполне безобидном. Ну например, попали вы под внезапный дождь. Или застряли в «пробке». Если вы каждый день оказываетесь в этой «пробке», это не имеет отношения к примете. А вот если через день, то легко решите, что «вот, вернулся с дороги — и точно, застрял!». Фото: по лицензии PxHere Больше того, вы можете начать предпринимать какие-то действия, чтобы примета не сбылась. Например, решите поехать другой дорогой — и попадете в «пробку» там. И конечно, сочтете это следствием того, что вы вернулись, выйдя из дома… Но ведь это вы сами решили ехать другой дорогой! В психологии это называется самоисполняющимся пророчеством. Давайте вспомним типичные для нашей страны случаи. Что происходит, когда проходит слух о скором очередном кризисе с исчезновением и подорожанием всего? Ага, народ бросается скупать гречку и сахар. К чему это ведет? Правильно, к исчезновению означенных продуктов и их подорожанию. Пророчество сбылось! Правда, исключительно благодаря нашей попытке этого избежать. И, увы, такие штуки еще больше подкрепляют суеверия. Правда, события могут пойти и по совсем иному пути. Есть обратное явление — саморазрушающееся пророчество: когда мы произвольно направляем свои действия против «предсказанного» суеверием и «отменяем» его. Так что, как видим, и тут многое в наших руках. А главное — в головах. И еще одно на сегодня. Знаете такое известное поверье: встретить священника или монаха — плохая примета. Сейчас это суеверие по понятным причинам не особо популярно, но оно есть. И оно традиционное, старое. Откуда оно взялось? Ведь в любом суеверии, народном или личном, логика есть. Фото: по лицензии PxHere Есть популярная точка зрения, что это пошло еще со времен Крещения Руси, когда священник воспринимался как проводник чуждой веры и как бы колдун. Это популярная точка зрения. Альтернативных поклонников языческо-арийско-исконной Руси у нас сейчас немало. Другая версия того же рода: что попов не любили, ибо угнетатели. И в этом есть доля правды. И это действительно нашло отражение и в поговорках, и в сказках. Только связи с приметой здесь все равно не прослеживается. Да и угнетателей было много, а вот поверье почему-то касается только священников… нет, не получается. Но примета же как-то появилась! На самом деле, я не сумел выяснить как. Так что предложу две версии. Более простая и очевидная: где и когда чаще всего встречают священника? Не в церкви, это само собой, и туда поверье не распространяется. Нет, имеется в виду — встретить на улице, в общем, вне церкви. Возможно, он идет в дом, где кто-то умер? И встреча со священником ассоциировалась со смертью? Я провел небольшой опрос среди знакомых на тему «почему встретить священника — к несчастью?», и эту версию мне сходу выдали несколько человек. Версия хорошая и лежащая на поверхности. Хотя можно и чуть сложнее. Что положено делать верующему при встрече со священником? Просить благословения. Особенно, если куда-то идешь, чтобы «дорога была удачной». А если увидел священника и не благословился? Что, все наоборот? Не стану настаивать на этом варианте, но и он вполне логичен. Тут есть еще один нюанс. Если вы, встретив священника (или женщину с пустым ведром), впервые в жизни или в какой-то особо значимый момент вспомнили об этой примете и стали ждать ее подтверждения — вы, с большой вероятностью, это подтверждение получите. Это называется «эффектом Пигмалиона», когда повышенное внимание, связанное с новизной ситуации, ощущением ее значимости или интересом к происходящему, может действительно повысить вероятность ожидаемого результата. Ничего мистического тут, естественно, нет. Но даже если мы слишком прислушиваемся к себе или следим за окружающим, ожидая чего-то нехорошего (а по сути, настроившись на то, что оно произойдет), то можем или «запустить» самоисполняющееся пророчество, или приписать неким достаточно нейтральным либо случайным событиям мистическую значимость. И готово — суеверие получит положительное подкрепление. Фото: по лицензии PxHere Хотя все это объяснимо с точки зрения психологии. Но мы говорили об изменении смысла неких вполне логичных действий с превращением их в суеверия. По тому же принципу многие крестят детей, «чтобы не болели». Эту несусветную глупость наши современники не придумали, а усвоили в качестве поверья. Предкам простительно, они были темными и необразованными. Вот и сложилась вполне понятная логическая цепочка: детей крестят во младенчестве. Если ребенок слаб — окрестить его нужно поскорее… До этого момента все нормально. Но отсюда следует логичный вывод: значит, крещение укрепляет здоровье. Логика есть, только исходит она из неверных постулатов. Увы, просвещать предков никто не собирался. С суевериями, правда, боролись, особенно с вокругцерковными. И вполне успешно, так что веку к ХХ-му бабы попа по пашне уже, наверное, не катали… Если кто не помнит, был такой земледельческий старинный обряд: Уроди Бог повальный хлеб (приговаривают, когда валяют, для урожаю, попа по ниве) В. И. Даль По принципу: уродися сноп, толстый как поп. Фишка в том, что это обряд вроде бы примитивный. Получается, что священнослужитель как бы освящает землю, что, по мнению крестьян, должно было придать ей плодородие. Фото: по лицензии PxHere Правда, это не очень логично, земля в освящении не нуждается, равно как Солнце и небо. И почему в большинстве регионов священника катали по земле именно женщины? Здесь путаница посложнее. На самом деле, это то ли рудимент, то ли обобщение комплекса обрядов, имевших разные смыслы: это и оздоровление с «отдачей» земле своих болезней и восприятием от нее силы; и катание с той же целью по росе (очень возможно, проявлению сразу трех стихий); и, вроде бы, механическое воздействие, катание, удар о землю (и в сказках персонаж, меняя облик, ударяется оземь), чтобы побудить землю отдать силу посевам; и сексуальный обряд… ну да, оно самое, на поле, по принципу подобия. К XIX веку многообразие смыслов выхолостилось до катания по полю. Причем с задействованием священника. Именно не с участием, а с задействованием: многие священники участвовали в таких действах под давлением паствы, которая содержит сельский приход. Некая идея в народной памяти сохранялась: что бабы, что лежа, что это приурочено к началу или завершению сезона. Потому что так «всегда делали», «испокон веку»! Есть действие и ожидаемый результат. Почему, какая между ними связь — давно забыто. И то, что некогда было обрядом, превратилось в суеверие. Так что завершим еще одной цитатой из В. И. Даля о том, что поверье — это всякое укоренившееся в народе мнение или понятие, без разумного отчета в основательности его. …

Эту статью описывают теги: поверья, вера, суеверия, плохая примета, пророчество, старинные обряды

baltasi.ru