Зачем нужны суеверия?

Интересно
Суеверия распространены повсеместно и, безусловно, «закрывают» какую-то потребность. Они связаны с попыткой контроля над внешним миром. Разберемся подробнее, для чего же нам нужны суеверия. Мир полон враждебных событий, многие из которых непреодолимо сильнее человека. Осознание этого ведет к трудновыносимому ощущению безысходности. Человек не может нормально жить в состоянии неопределенности. Мы склонны всему искать объяснения. И находить — неважно, реальные это будут объяснения или выстроенные нашим воображением. Именно в поисках объяснений того, как устроен мир, люди придумывали сущности, управляющие миром вообще и судьбами людей в частности. Как настроенные к людям благожелательно, так и, напротив, враждебно. А когда объяснение найдено — люди начинают искать возможности контроля над этим. Это нормально, мы и сейчас так делаем: если в ситуации неопределенности возможно хоть как-то действовать — наверное, большинство из нас предпочтет бездействию активность, пускай даже не особо надеясь на результат. А как воздействовать на незримые силы, управляющие нашей жизнью? Например, принося им жертву или хотя бы обращаясь с просьбами.Или используя принцип подобия, то есть совершая некое действие, по форме схожее с тем, которое хотим вызвать. А то и пытаясь ввести эти силы или существа в заблуждение. Со временем эти действия становятся ритуальными! Нет, это не религия. В религиях, во всяком случае развитых, к богу или богам обращаются с просьбами. Магия предполагает действия с позиции силы, обман, прямые и косвенные манипуляции, которые, по задумке, должны вести к некоему предсказуемому результату. Суеверия дают нам возможность снять ответственность за происходящееФото: по лицензии PxHere Когда маленький ребенок просит маму включить мультики — это религия. Мама может включить или нет, может предложить что-то взамен — на свое усмотрение. Когда мы сами нажимаем кнопку пульта, ожидая, что включится телевизор — это магия. Точнее, для нас это наука — мы знаем, как это работает, и знаем, что предпринять, если что-то не срабатывает. Если за пульт берется человек, впервые увидевший телевизор — для него это магия. Особенно когда он станет пытаться при помощи того же пульта от телевизора открыть холодильник или включить воду. Магия (частным случаем которой являются суеверия) предполагает связь между явлениями или событиями, при котором одно явление предопределяет или предвещает другое. И давайте ближе к теме магического мышления: что дают нам суеверия? Наверное, один из главных выигрышей от существования суеверий — возможность снять с себя ответственность за происходящее. Например, перебежала вам дорогу черная кошка. Если в этот день с вами произошло что-то нехорошее — ясно, кто виноват! Хотя некоторые и тут проявляют глупость, обвиняя во всем кошку. Люди поумнее кошку не обвиняют, полагая ее только знаком. Фото: по лицензии PxHere А кто тогда виноват? Наверное, судьба! Это же очевидно… Я не рассматриваю вариант «так хочет Бог», поскольку приверженцам авраамических религий верить в приметы невместно. А те, которые все же верят, по факту являются язычниками и попросту вкладывают в понятие «Бог» то, что честнее было бы именовать «судьбой». Это перекладывание ответственности за происходящее. Причем часто не перекладывание (ибо незачем перекладывать ответственность за то, что мы и не можем контролировать), а возложение на кого-то ответственности. Зачем? Почему кто-то или что-то непременно должны быть виноваты? Так проще. Некогда такой подход позволял структурировать картину мира. Человек искал объяснения происходящим явлениям, «объясняя» их в меру своего понимания и знаний о мире. Очень часто — по аналогии. Отсюда идея стихийных божеств: богов грома, ветра, солнца и прочих. А уже отсюда возможен следующий шаг в мировосприятии: если есть боги, властвующие природой — почему не быть богам или духам, управляющим судьбами людей? Правда, эту идею почему-то не доводили до крайности и, к примеру, преступников всегда наказывали даже народы, верящие в судьбу. Хотя, казалось бы, за что наказывать, если кому-то на роду написано убивать и воровать? Человечество всегда славилось двойными стандартами и изворотливостью, когда нужно обосновать что-то неприглядное… Но сейчас важно, что, если миром управляют некие силы — с этими силами можно взаимодействовать. Это дало начало и религии, и магии. Фото: по лицензии PxHere Часть ритуалов, типа приношений чего-либо, логично взяты из обычной жизни. Во-первых, все существа — едят. Наверное, и духи с богами тоже — так давайте их накормим.Во-вторых, подношение чего-либо — это подарок. А подарок положено «отдаривать». Часть отношений с богами аналогичны тем, что характерны для самого раннего детства. С одной стороны, вокруг младенца «крутятся» родители, удовлетворяя его желания по первому требованию. Желаний — раз-два и обчелся, типа поесть, прижаться к телу матери, чтобы было сухо и тепло. Так что удовлетворить их несложно. А ощущения-то «усваиваются», формируя отношение к миру, самые ранние воспоминания, общие для всех людей во всех поколениях. Еще одна, и значительная, часть ритуальных действий формировалась случайным образом, подкрепляясь реальными или воображаемыми совпадениями. Подобие «религиозных» (на самом деле, ритуальных) действий можно сформировать и у животных. Человеку создать ритуал проще: там, где животному требуется весомо-грубо-зримое подкрепление, мы способны «увидеть» причинно-следственную связь там, где ее нет. Классический пример — карго-культ. Уж куда нагляднее? Тем более, изучались карго-культы не умозрительно, а натурно, в реальном времени, ибо происходило все буквально на глазах. Напомню: Вторая мировая война, острова Тихого океана. Американцы создают военные базы. Военным сбрасывают грузы с самолетов. Фото: по лицензии PxHere Что видят местные аборигены? Пришли белые люди, выложили каменные полосы, на которые садятся с неба железные птицы, приносящие белым много интересного. Еще железные птицы бросают интересное и полезное с неба. Белые, конечно, все это забирают, но кое-что достается и местным. Какие из этого выводы? Приобщаться к науке белых и строить у себя развитое технологическое общество? Почти. Какой вывод сделали аборигены? Что предки или боги посылают свои дары им, местным. А белые научились приманивать железных птиц и забирать дары себе, оставляя или давая местным малую толику. А потом война закончилась. И белые ушли, и железные птицы перестали прилетать. Точнее, иногда их видели в небе, но ничего, понятное дело, те вниз не бросали. А к хорошему уже привыкли. И логично решили, что теперь нужно самим добывать то, что раньше получали от белых. Местные видели, как добывали это белые: выкладывали камнем землю; строили вышки и забирались на них; маршировали; ходили с зажженными огнями и так далее. И железные птицы приносили им всякое разное. Для местных существовала четкая связь между действиями белых и появлением «карго», грузов. И они сделали логичный вывод: чтобы получать все то, что получали белые — нужно делать, как белые. Но они не видели, как все это производят, не видели шахт, электростанций, заводов. Не видели, как далеко от их островов такие же люди загружают самолеты, а другие люди ими управляют. Во все это военные их, естественно, не посвящали. И они начинают делать то же, что белые: строить наблюдательные вышки и посадочные полосы, размахивать сигнальными флажками, маршировать с автоматами… Правда, вышки, полосы и автоматы были имитациями. Но — «как настоящие». Местные даже надевали «наушники» из двух половинок кокоса. А железные птицы все не прилетали. Как думаете, идея угасла? Нет, напротив: раз не получается — значит, мы делаем недостаточно точно. И на «взлетно-посадочных полосах» появились «железные птицы» из дерева, а тела марширующих «солдат» стали разрисовываться «погонами», «орденскими планками» и «шевронами». Но почему-то не всегда всё идёт так, как мы думаемФото: по лицензии PxHere Все было бы смешно, когда б не идея, что теперь все, что забирали белые, достанется нам. Зачем работать, выращивать еду, если все вот-вот упадет с неба? Может, живи они на Севере, прямая угроза смерти от голода и холода отрезвила бы умы? А в тропическом климате процесс затянулся. Тем более что иногда в лесах могли находиться контейнеры. Нет, не новые. А старые, некогда потерянные, там много всего сбрасывали. И ритуальные действия получали положительное подкрепление… Так, что через несколько лет положение в иных местах стало буквально бедственным. И занявшиеся изучением сего феномена антропологи решили вмешаться и оказать гуманитарную помощь. Как? Наверное, уже понятно… Антропологи тоже быстро поняли свою ошибку и сброс положительного подкрепления «гуманитарки» прекратили. Но в краях карго-культа сигнал был получен и истолкован верно… В итоге-то к настоящему времени карго-культы почти исчезли. Почти! Десятки лет потребовались. И то кое-где кое-что сохранилось. Смешно выглядит? Действительно, смешно. А не напоминает это наши собственные суеверия? Когда мы верим, что, например, нельзя свистеть в помещении, потому что «денег не будет». В это многие и сейчас всерьез верят. Какая между свистом и деньгами связь? А никто уже не знает. Фото: по лицензии PxHere Или в то, что нельзя зашивать одежду, надетую на человеке: потому что «память зашьешь». Хотя все, вроде бы, учились хотя бы в школе. И где «находится» память, примерно знают. А боятся все равно! И ей-Богу, кажущиеся такими смешными карго-культы на самом деле куда логичнее наших суеверий. Меланезийцы, по крайней мере, верили в то, что видели своими глазами….

Эту статью описывают теги: суеверия, ритуалы, ответственность, магическое мышление, как устроен мир, картина мира, мировосприятие

baltasi.ru