История отношений русских и чукчей. О чем рассказывает журнал сотника Кобелева?

Интересно
Один из важных документов, повествующих об истории взаимоотношений русских людей и чукчей, о самобытных нравах и обычаях жителей Чукотки — это журнал сотника И. Кобелева, имеющий название «О путешествии вторично в Чукотскую землицу» (1789−1791 гг.). Казачий сотник Иван Кобелев (1739−1849? гг.) — один из первых исследователей северо-востока Сибири. Этот незаурядный человек, отважный, выносливый и предприимчивый долгое время жил среди чукчей, а в 1791 г. в сопровождении казачьего отряда пересек на байдарках Берингов пролив и высадился на американский берег. Сотник владел чукотским языком, и возможно, его мать была коренной жительницей Чукотки (подобного рода браки были нередким явлением среди сибирского казачества). Впрочем, сам он, несомненно, считал себя русским и казаком. В документах отмечено, что за «неусыпное радение и старание в предварении и уговаривании чукотских народов к приведению в подданство Российскому престолу» он был награжден специальной золотой медалью и представлен к чину поручика, что в те времена было важным отличием. Действительно ли Кобелев был долгожителем (сибирское здоровье!) и прожил более ста лет? Есть упоминание, что его встречали в Охотске в 1849 году. Однако не исключено, что это был не он сам, а его сын, тоже казачий сотник (судя по всему, эта должность передавалась по наследству). Танцующие женщины на ЧукоткеФото: общественное достояние Приведем некоторые любопытные выдержки из его «Журнала». Кобелев отмечал, что местные жители делятся на «оленных» и «сидячих», то есть оленей не имеющих, при этом «оленные чукчи с сидячими чукчами поступают таково ж как в России господа с своими крестьянами», а сидячие должны «заготавливать для оленных китовый жир, моржовое мясо, оленные же привозят к ним оленье токмо мясо». Вместе с отрядом Кобелев на байдарке отправился на Имаглин (остров Ратманова), на котором жило племя из ста или чуть более человек. Вот что пишет о них сотник: Питание имеют от морских зверей. А платье носят птичье. У мужска пола губы прорезаны, и вставляются туда сделанные на то из морской кости наподобие запонок, токмо большие, а у прочих каменные. Чукчи помнили Кобелева, который ранее бывал на острове, и обошлись с ним, как он сам пишет, «дружелюбно и ласково». «Народ отважный, завсегда обращаются в веселости», — пишет Кобелев. Согласно его записям, чукчи — народ коммуникабельный, они любят общение и у них даже есть то, что в более цивилизованном обществе принято называть «светской жизнью»: Почасту собираются мужчины и женщины в ветреные дни на улице, а в ненастные в юртах; когда соберутся, то женщины станут петь по их обыкновению песни, а прочие муж с женою парами пляшут, и так долгое время. Наконец расходятся по своим домам. Традиционное чукотское стойбищеФото: общественное достояние Про жилища чукчей: А живут в юртах деревянных, которые обложены каменьем с дерном, а вход и выход выведен по подземелью, длиною сажени по четыре и более; у которых юрт на полу прорезана дыра, тою вход и выход имеют. На потолке окно покрыто пленкой, содранной с китовой печени. В зимнее время варят в юртах на жирниках горящих. А лес на юрты перевозят из Америки, выкинутый по берегам, еловый и листвяничный. «Мой народ не является мирным!» — такую или похожую фразу произносит Серый Червь, один из героев сериала «Игра престолов». Чукчи тоже были далеко не самым миролюбивым народом. Они воевали со всеми соседями, да и между собой тоже часто конфликтовали, так что нередко дело доходило до кровопролития. Бога не знают, закону над собою не имеют, а живут каждый по своей власти, а иногда в злобах между собой сын отца, брат брата, племянник дядю убивают не из чего, из одной злости. За то ни от кого судим или наказан не бывает, а кто как себе вздумать может, так и находится, да и впредь начальников над собою иметь не желают. Почему-де как прежние деды и отцы находились в их землице, не имея у себя начальников, с тем же и они жизнь свою кончить. Так зафиксировано в «Журнале». Как мы видим, свобода и отсутствие начальников имели и свои негативные стороны. Впрочем, русская власть, хотя и понимала это, предпочитала не вмешиваться в быт и внутренние дела обитателей Чукотки, и приобщение чукчей к цивилизации происходило главным образом посредством торговли. ЧукчиФото: общественное достояние Кобелев подтверждает чукотский обычай предлагать гостям свою жену. Причем эта национальная традиция в описании путешественника выглядит как некое подобие «туземного свингерства». Как оленные, равно пешие («сидячие») между собою по согласию женами меняются, которой прежде придется, а другой к его жене поедет ночевать, а которые сластолюбивы, меняются с пятнадцатью человеками и в том между собою никакого зазрения не имеют. Не мог путешественник не рассказать и о религиозных обрядах туземцев. Единственно все веруют дьяволу (т. е. своим духам) через шаманство; при том шаман бьет в бубен и испрашивает у дьявола, что им надобно… всему я был свидетелем. И еще один любопытный для любителей этнографии факт — Реестр отданных сотнику Кобелеву для подарков чукчам вещей, из которого можно понять, какие предметы пользовались спросом среди жителей Чукотки. Это: Ножей сто, сто пар серег женских, 21 фунтов корольков розовых (украшения), 7 фунтов бисеру, шелку 20 мотушек, одна сума табаку весом 2 п. 4 ф., одна полоса железа. …

Эту статью описывают теги: русский человек, чукча, Сибирь, казаки, этнография, местные жители, национальные традиции

baltasi.ru