Как иностранные капиталы помогали развиваться царской России?

Интересно
Даже советские историки в своих исследованиях признавали (правда, с неохотой), что последние 20−30 лет существования Российской империи были весьма продуктивными в экономическом отношении. Теперь на этот счёт стало доступным ещё больше документов, и они позволяют говорить о довольно высоких темпах экономического роста, случившегося в нашей стране в конце ХIХ, начале ХХ столетий. Интересно и то, что высокие темпы экономического развития в царской России произошли благодаря обильным зарубежным инвестициям. Первая заграничная компания, которая действительно стала работать на территории России — «Немецкое континентальное газовое общество», учреждённое в 1855 году. Несколько лет она была, пожалуй, единственной иностранной компанией в стране, но тут в империи грянули большие перемены. Неудачные для нас итоги Крымской войны, отмена крепостного права, судебная реформа, создание банков — всё это (и не только) привело к тому, что экономическая активность населения резко возросла. Но денег в стране катастрофически не хватало для поддержания экономического роста. И эти деньги, как это часто бывает в истории стран, пришли из-за рубежа. Самыми крупными заграничными инвесторами были Англия, Франция, Бельгия и Германия. Известно, что с большой охотой иностранцы вкладывались в создание новых железных дорог в Российской империи. На эти цели в общей сложности было привлечено из-за границы полтора миллиарда рублей золотом. Интересно и то, что в строительстве Транссиба (самой протяженной тогда железнодорожной магистрали) участвовали, скажем так, нет только заграничные финансы, но также высококвалифицированные иностранные рабочие. Фредерик де Ханен, «Транссибирская магистраль», ок. 1913 г.Фото: ru.wikipedia.org Например, при строительстве уже упомянутой Транссибирской магистрали было задействовано около тысячи специалистов из Италии. Что они там делали? Помогали прокладывать длинные галереи и туннели, ведь в Италии такие работы приходилось делать в Альпах. Кроме того, на этой же стройке старательно трудились китайцы и корейцы. Разумеется, с хорошей оплатой за свой квалифицированный труд. Кстати сказать, в Сибири в тот момент и, тем более, на Дальнем Востоке было плохо с грамотными рабочими. Мало было там населения, слишком мало. Неудивительно поэтому, что во Владивостоке и его окрестностях было больше иностранного торгового капитала. К примеру, в 1882 году там имелось 65% заграничных торговых компаний и только 35%— наших. Однако грамотная политика русского государства и поощрение местных кадров привели к тому, что уже через 10 лет, то есть в 1892 году, иностранных торговых компаний на Дальнем Востоке было менее половины из всего количества — 42%. Ещё иностранные денежки охотно вкладывались в нефтедобычу и нефтепереработку. Автомобильная промышленность тогда только начала развиваться, и ей требовались топливо и масла. А всё это можно было получить из бакинской нефти, поэтому заграничные инвесторы участвовали в разработке нефти на территории Российской империи. «Один с сошкой, семеро с ложкой». Поднятие нефти ручным воротом в XIX веке на месторождении Биби-Эйбат, Бакинская губернияФото: ru.wikipedia.org Известно, что в 1900 году на территории нынешнего Азербайджана было получено 50% (!) всей добытой нефти в мире, а именно — 600 000 000 пудов! Интересно и то, что в те годы Россия вывозила за границу преимущественно не саму нефть, а именно продукты, полученные из неё. То есть бензин, осветительный керосин, смазочные материалы. За рубеж чистой нефти отправлялось немногим более 13% от общего количества добытой нефти. И вот ведь что получилось. Поначалу иностранцы много чего нам продавали — станки, машины, оптику, вагоны и даже уголь. При этом они одновременно вкладывали деньги в экономику нашей страны. И к началу Первой мировой войны Россия смогла производить на своей территории до 60% от общего количества необходимых ей сложных станков и оборудования. То есть скептические замечания недоброжелателей относительно закабаления страны иностранными финансистами оказались преувеличенными….

Эту статью описывают теги: Российская Империя, царская Россия, история страны, экономика страны, иностранцы

baltasi.ru