Может ли психолог смеяться над клиентом?

Интересно
Уместен ли смех в психологическом консультировании? Честно говоря, однозначного ответа на этот вопрос у меня нет. Тем более, я давно не имею к профессии психолога никакого отношения, но помню, как на лекциях нас предостерегали от демонстрации сколько-то негативного отношения к клиенту. В том числе — от осуждения и высмеивания его. Но также я помню, как врач-психотерапевт (и отличный врач!) посмеивался надо мной лично, слушая иные мои откровения. И не только надо мной. Или начинал рассказывать занятные, нередко веселые истории, «почему-то» отдаленно схожие с твоей собственной ситуацией. И это не мешало его работе. Даже напротив — помогало взглянуть на собственную проблему под другим углом. Либо взглянуть с юмором, увидеть в своих проблемах смешное. Осознать, как видят это другие, со стороны. И еще: ведь смешное не может быть таким уж страшным. А удачная, в тему, шутка может помочь осознать свою проблему. Может «запасть» в память, и всякий раз, «крутясь» вокруг своей проблемы, мы станем вспоминать и то смешное, что с ней связано. А можно ли к смешному относиться серьезно? Давайте попробуем. Вот например, есть поговорка: Сомневаешься — не делай, делаешь — не сомневайся. Прекрасная поговорка для тех, кто никак не может решиться на что-то. А есть, например, такая поговорка: Есть грех уныния. Есть грех прелюбодеяния. Но хуже всего — грех унылого прелюбодеяния. В общем-то, о том же самом. Но смешнее и оттого доходчивее. Картина Васи ЛожкинаФото: vasya-lozhkin.ru Впрочем, этот афоризм можно, наверное, применить и «по прямому назначению», если клиент страдает по поводу собственных же супружеских измен. Работай я психологом — наверняка бы использовал… Впрочем, потому, может, и не работаю? Вот вариант известной пословицы «Скажи, кто твой друг — и я скажу, кто ты». В «психологическом» варианте это выглядит примерно так: Вопрос не в том, почему твои друзья — психи. Вопрос в том, почему тебе комфортно в их обществе. Это касается не только друзей. Это, пускай в немного другом виде, применимо и когда кто-то жалуется на свое окружение. Впрочем, это все очень поверхностно. Попробуем углубиться в психологию? Вот удобная «обижалка»: Почему никто не следует сценарию в моей голове? Я что, зря его составляю? И еще об обиде: Придай обиде смысл и никогда с ней не расстанешься. Фото: Depositphotos Психолог, конечно, и так постарается объяснить клиенту, что тот вначале сам выстраивает какие-то ожидания, а потом удивляется, что другие не спешат им соответствовать. И что от обиды мы всегда получаем выигрыш. Если не внешний — то внутренний, психологический. Но ей-богу, в афористичной или шуточной форме это звучит и короче, и доходчивее. Например: Если не обижаться на других, то выходит, они не виноваты в наших проблемах? А кто тогда виноват? Мы сами, что ли? Считается, что решение любой психологической проблемы начинается с ее осознания. И это одна из самых сложных задач. Ведь настоящие «потемки» для нас — не чужая душа, а наша собственная. Вася Ложкин, «Когда я вырвусь из матрицы», 2018 г.Фото: vasya-lozhkin.ru Впрочем, о многих своих паттернах, мешающих нормальной жизни, нормальному взаимодействию с окружающим миром, мы знаем. Но почему-то не способны отказаться от них. Например, излишне долго и/или эмоционально переживаем… не важно, как именно и по какому поводу. Конечно, речь не о случаях, когда страх подстегивает ваше мотивированное бегство от опасности или гнев помогает в драке. Но слишком часто эмоциональные реакции никак не помогают в решении проблемы. Мы лишь затрачиваем на них силы, не получая ничего, кроме стресса. То есть — кроме вреда. Фишка в том, что мы и сами это, в общем-то, знаем. При этом предложение «просто не переживать», большинство воспримут в штыки. Но донести это до человека и можно, и нужно. Хотя и непросто. И удачная, своевременная шутка, афоризм, анекдот, история из жизни может быть одной из техник психотерапии. Просвистевшая пуля не опасна, и все остальное — пустые эмоции. Если проблему можно решить — нужно не переживать, а решать. Если решить нельзя — то от переживаний лучше не станет. В общем: Если проблему освободить от эмоций — останется просто ситуация. А если не получается? Что ж, и это предусмотрено: Если спокойно реагировать на происходящее не получается, постарайтесь спокойно реагировать на собственную реакцию. Фото: Depositphotos Но наверное, больше всего профессионалы любят анекдоты о самих себе. Консультант — человек, который снимает часы с вашей руки и говорит вам время. И вот, наверное, один из основных моментов в практической психологии. Актуальный если не всегда, то очень-очень часто: Не важно, от чего вас тошнит. Важно, что вы съели это сами и добровольно. И уж точно всегда актуально следующее: — Я хочу быть счастливой. Что мне принимать? — Решения. Или популярный аргумент, приводимый по самым разным поводам: «Себя ведь не обманешь». И ведь многие искренне в это верят! Хотя на самом-то деле, конечно, обманешь. В общем-то, именно самообманом большинство из нас и занимается с детства и до смерти… Фото: Depositphotos И в завершение — пару слов о самооценке. Возьмем популярный вопрос: как изменить низкую самооценку на высокую? В общем-то, никак. Почему? Потому, что прежде чем что-то делать, неплохо бы понять, что и для чего. Чем плоха высокая самооценка? Неадекватностью… Таким искателям самооценки можно адресовать актуальное на сегодня пожелание: Хочу уровень самооценки, как у человека, считающего, что тайное мировое правительство мечтает вживить ему чип, чтобы подглядывать, как он бухает в гараже… И главное, помните: Ничто так не украшает человека, как дружба с собственной головой. …

Эту статью описывают теги: эмоциональная реакция, психологические проблемы, практическая психология, афоризмы

baltasi.ru