Марсий. За что пострадал невинный пастух?

Интересно
Аполлон — сын богини плодородия Лето, бог Солнца, воплощение мужской красоты — и Зависть, Ревность, Мстительность, Жестокость. Как такое божество вместило в себя всё это? Как обнажилось скрытое под божественным обликом? Где и как это произошло? Об этом рассказал Овидий в шестой книге «Метаморфоз». Где-то на просторах Фригии пастух Марсий (пастухом работал по совместительству, на самом деле он был сатиром) бродил со своими стадами и нашел дудку, которую выбросила богиня Афина. Дудка была плодом ее творчества (что ее побудило к этому — неизвестно), но у богини — как она ни старалась — звук получался сиплым, поэтому дудка оказалась на земле. Как пишет Павсаний в «Описании Эллады», в афинском акрополе есть картина, на которой Афина бьет Марсия: он подобрал выброшенную ею дудку. Что вызвало ее гнев — неизвестно. Но Марсий (видимо, под влиянием побоев) решил, что это очень ценная находка, начал выдувать разные звуки по нескольку часов в день (кто слышал его, кроме коров и овец — непонятно). Через какое-то время у Марсия начало что-то получаться. И настолько хорошо, что он решился посоревноваться с Аполлоном (как можно было сравнить игру на арфе — инструменте Аполлона с игрой на дудке?). В этом соревновании странно всё: где Марсий мог слышать Аполлона — неизвестно, как он смог его позвать на поединок — неизвестно, кто собрал судейскую колллегию — неизвестно, кто определил ее состав — неизвестно. Но, тем не менее, поединок состоялся, и судьей был царь Мидас — фригийский царь. Френсис ван Боссье, «Аполлон сдирает шкуру с Марсия», 1670 г.Фото: ru.wikipedia.org Кончился этот концерт печально: Мидас решил, что Марсий играл лучше Аполлона; обозленный донельзя Аполлон подверг победителя страшной муке — содрал с живого Марсия кожу (так проявились скрытые за красивой внешностью Зависть, Ревность, Мстительность, Жестокость). «За что с меня ты меня же сдираешь?» — Молвит. «Эх, правда, — кричит, — не стоило с флейтою знаться!» Так он взывал, но уж с рук и с плеч его содрана кожа. Раною стал он сплошной. Кровь льется по телу струями, Мышцы открыты, видны; без всяких покровов трепещут Жилы, биясь; сосчитать нутряные все части возможно, И обнажились в груди перепонок прозрачные пленки. Смерть Марсия погрузила в скорбь обитателей округи — крестьян, фавнов, сатиров: Пролили слезы о нем деревенские жители, фавны — Боги лесов, — и Олимп, знаменитый уже, и сатиры — Братья, и нимфы, и все, кто тогда по соседним нагорьям Пас рудоносных овец иль скотины стада круторогой Олимп, знаменитый уже — ученик Марсия, музыкант, игравший на духовом инструменте — прототипе гобоя, прославившийся победой на одном из музыкальных состязаний. П. В. Басин, «Марсий учит Олимпа играть на флейте», 1821 г.Фото: ru.wikipedia.org Обильные слезы проникли в землю, подземные струи слились в устремленные к морю ручьи: Залили вовсе его, а земля, увлажненная слезы Тотчас в себя вобрала и впитала в глубинные жилы; В воды потом превратив, на вольный их вывела воздух. Вот он, в крутых берегах устремляясь к жадному морю, Марсия имя хранит, из фригийских потоков светлейший. Фригийских потоков светлейший — фригийский поток — река в Малой Азии. Река Марсия протекала в древнем городе Келены, столице Фригии времен владычества персов……

Эту статью описывают теги: Марсий, Аполлон, Овидий

baltasi.ru